Индексы цен EVE Online в феврале 2012

- Новости

Можно не сомневаться, что один из самых привлекательных аспектов EVE Online — экономика. Инфляция, денежная масса, скорость обращения денег — многим людям эти слова ласкают слух. А чтобы некоторые термины не казались светофором для дальтоника, можно ознакомиться со статьёй «Индексы цен в экономике EVE Online», в которой описывается их смысл.

В феврале 2012 три из четырёх основных индекса цен EVE Online показали стойкую инфляцию, варьирующуюся от 1,4% (для индекса потребительских цен CPI) до 8,1% (для минерального ценового индекса MPI). Эту инфляцию можно было предсказать ещё в августе 2011, а многие люди связывают её с количеством наград, полученным игроками за «вторжения» (Incursions).

В принципе, игроки получили за отражение вторжений Нации Санши немало денег. В декабре 2011 эта сумма составила 9,6 триллиона ISK, а в январе и феврале 2012-го — 9,0 и 8,7 триллиона ISK соответственно. С точки зрения всей экономики EVE Online это не так уж и много. Для примера, вознаграждения за уничтожение NPC-пиратов и игроков-пиратов (за которых было назначено вознаграждение) в феврале 2012 года составили сумму в 33 триллиона ISK.

На графике ниже представлено развитие Индекса потребительских цен и денежной массы на одного подписчика за последние три года. Денежная масса (для удобства восприятия) показана в виде индекса.

Рис 1. Денежная масса и индекс потребительских цен

Изменения в денежной массе подавляют показатели изменения индекса. В то время как денежная масса выросла в тринадцать раз, индекс потребительских цен сократился на четверть. Совершенно понятно, что эти два параметра не особенно сильно связаны. Сам факт существования денег не влияет на инфляцию. Влияние на цены начинается только в тот момент, когда эти деньги начинают тратиться. Всё это приводит нас к такому понятию, как «скорость обращения денежной массы» — частоте, с которой определённое количество денег переходит от одного владельца к другому. Её можно выразить как сумму всех сделок за определённый период, делённую на денежную массу. В нашем случае используется ежемесячная шкала — сделки на рынке за месяц, делённые на среднюю денежную массу этого же месяца. При этом, учитываются только сделки, проводящиеся в маркете EVE Online, а сделки через контракты, LP-магазины и прямую торговлю на станции исключаются из расчётов. На графике ниже показано сравнение ежемесячной скорости обращения денег и индекса потребительских цен с января 2007 года.

Рис. 2. Скорость обращения денег и индекс потребительских цен

По крайней мере до 2009 года видна определённая корреляция между этими параметрами. Скорость денег устойчиво падает с начала 2007-го до конца 2008 года. Это происходит в то же время, как растёт денежная масса (как видно из рис. 1). Поскольку рост денежной массы не увеличивал соответственным образом торговлю, скорость обращения денег была низкой. Важным фактором может стать отсутствие имеющего доверие банковского сектора, который мог бы распределять фонды тем группам игроков, которые в них нуждаются. Так же, важно отметить, что денежная масса и скорость обращения денег далеки от того, чтобы быть первоисточником инфляции. На цены может оказывать большое влияние момент, связанный с объёмами поставок материалов. Это имело место в 2007 году, когда появилась возможность получения из T2-чертежей из копий T1-чертежей с помощью «инвентинга» (Invention). Это вызвало резкое падение цен на T2-оборудование.

Связь скорости обращения денег и индекса потребительских цен к концу 2008 года меняется. С января 2007 по октябрь 2008 соотношение между ними равняется 0,86. С ноября 2008 по февраль 2012 эта связь равна -0,01. Это значение можно считать практически полным отсутствием корреляции меду этими двумя показателями. Так что же произошло такого в этот момент, что разрушило связь? В игру был введён PLEX, который, похоже, увеличил скорость обращения денег, освобождая денежные накопления у людей, обладающих их излишками в пользу тех, кто вводит PLEX в. игру и продаёт его в маркете.

Конечно же, механика инфляции намного сложнее того, что представлено здесь, как показывает многочисленная литература на эту тему и соответствующие теоретические направления и склонности экономистов. Но можно сказать одно: активность игроков в EVE Online растёт — больше выполняется миссий, больше PvP, больше PvE — и такой рост активности всегда ведёт за собой инфляцию.

Показатели основных четырёх индексов цен EVE Online в феврале 2012 выглядят следующим образом:

Название индекса Значение в феврале 2012 Месячное изменение Годовое изменение
Минеральный ценовой индекс 87,7 5,2% 20,8%
Первичный индекс промышленных цен 88,2 4,3% 22,3%
Вторичный индекс промышленных цен 116,8 -1,6% 6,1%
Индекс потребительских цен 75,1 3,4% 16,7%

Индексы цен EVE Online с октября 2003

Рис. 3. Индексы цен EVE Online с октября 2003 по февраль 2012

Единственный индекс, показавший дефляцию в феврале — вторичный индекс промышленных цен. Причина: падение цен на товары планетарного взаимодействия (Planetary Interaction), которое перевесило инфляционный эффект влияния остальных составляющих данного индекса. Факт падения является следствием того, что рынок успокоился после периода резкого повышения цен на товары планетарного взаимодействия. Это повышение было вызвано неуверенностью и увеличило себестоимость таких продуктов после появления управляемых игроками таможенных постов.